Категории

Что такое 3-я кофейная волна

 
Кофейная культура в Украине зародилась относительно недавно. Однако все чаще и чаще, читая средства массовой информации, мы сталкиваемся с понятием кофейных «волн». Что же это за «волны» и какова их роль в современной кофейной культуре?
 

1-ая и 2ая кофейная волна

Впервые о кофейных волнах заговорили в Америке в середине 19 века. Безусловным лидером первой кофейной волны считается компания «Folgers», основатель которой - Джеймс Фолджерс. Немного позднее, когда потребление кофе стало массовым, фирма Фолджерса обеспечила дешевым растворимым кофе многие американские семьи. Кофейный бизнес стал стремительно развиваться, что в дальнейшем и привело к зарождению второй кофейной волны. Многие ассоциируют этот этап кофейной культуры с «Starbucks», однако действительно эпохальным событием, повлиявшим на дальнейшее развитие кофейной индустрии, стало открытие кофейни «Peet’s Coffee & Tea» Альфредом Питом. Увы, это  имя знакомо далеко не всем кофеманам.
История кофеАльфред Пит – это личность, уважаемая многими американскими знатоками кофе. В противовес массовому производству, он работал только с небольшими партиями элитного кофе, которые выгодно отличались по качеству сырья и обжарки. Интересен тот факт, что сам Говард Шульц также работал только на эксклюзивном кофе Альфреда Пита.
Несомненно, не стоит преуменьшать и значимость Шульца, который провел большую работу, прежде чем популяризовать кофе в Америке. Он был поистине талантливым маркетологом. Ему удалось убедить людей, что кофейня – это не только помещение, где можно, быстро забежав, купить кофе, но еще и отличное место для отдыха, деловых и дружеских встреч.

 

3-я волна и ее зарождение

Термин «третья волна» появился уже в 2002 году, опять же, в Америке. О наступлении третьей волны публично заявила Trish Rothgeb из компании «Wrecking Ball Coffee Roasters». Жестко классифицировать смену волн, конечно, не получится, ведь это только социально-культурный феномен. В основе этого феномена – отношение человека к кофе, которое к приходу третьей волны изменилось. Слоганы третьей волны говорят сами за себя: «Презентация кофе как особого напитка», «Отношение к кофе как к вину» и «Превращение приготовления кофе в искусство». Как мы видим, теперь кофе – это не просто продукт массового потребления, это так называемый деликатес. В связи с этим качество кофейных напитков улучшилось, а способы их приготовления стали еще более разнообразными. Появление профессии бариста также говорит о многом.
 
Кофе в наши дни
 
Однако не все так идеально в третьей волне, как хотелось бы. Например, все еще стоит вопрос об образованности конечного потребителя. Над этим нужно постоянно работать, внедряя понимание кофейной культуры. Кроме того, существует и коммерческая проблема. Цена чашки элитного кофе постоянно повышается – а это плохая тенденция. Хотя винить в этом владельцев кофеен не стоит: просто расходы на логистику постоянно растут. Увы, в наше время многие кофейни закрываются в течение первых лет работы. А значит, нужно находить золотую середину между любовью к элитному кофе и стремлению заработать на нем.
Некоторые знатоки кофейной культуры утверждают, что уже началась четвертая кофейная волна. Однако мы позволим себе оспорить это утверждение, заметив, что и третья волна охватила только до 5% населения земного шара. Во многих же странах даже о третьей волне говорить рано. Поэтому мы продолжаем внимательно следить за развитием кофейной культуры и пока не спешим с выводами.